COWABUNGA! THE SURF BOXCOWABUNGA! THE SURF BOX
 Вступление | История surf музыки | Песня за песней | Словарь серфера | Полезная информация | Диск 1 2 3 4 

История surf музыки

Небольшая выдержка из толкового словаря. "Ихнего" естественно:)

  Surf [происхождение неизвестно] (1685): 1. вздувающееся море, которое разбивается о берег 2. пена, брызги и звук "ломающихся" волн
  Surf (1926): "оседлать" море (как на серфборде)
  Surfing (1917): вид спорта, заключающийся в "езде" по морю, особенно на серфборде
  Surfboard (1826): длинная узкая плавучая доска (из легкого дерева или пенопласта), используемая при серфинге
  Surf Music (1961): Американская музыка, появившаяся в период 1961-1963 годов, корнями уходящая в рок'н'ролл, ритм эн блюз и характеризующаяся звучанием (похожим на эхо или отражающий эффект на гитарах), формой (инструментальная или с групповым вокалом, обычно очень танцевальная) и духом (темой обычно служат серфинг, океан или машины). Синонимы - музыка Калифорнии, калифорнийское звучание, звучание западного побережья.

Fender Guitars Когда речь заходит о surf музыке, большинство людей думает о The Beach Boys, Jan & Dean и песнях вроде "Wipe Out" и "Pipeline". Хотя всего только семь surf записей попали в национальный Top 10 в период между сентябрем 1961 и июнем 1965, около сотни побывали в Top 100. Сотни других композиций были чуть большим, чем местный инструмент промоушена для групп, которые записали их. И, несмотря на это, surf музыка сделала солидный вклад в историю популярной музыки Америки и остается и по сей день, вот уже на протяжении более, чем 30-ти лет, одним из компонентов популярной культуры.

Этот сборник Cowabunga! The Surf Box представляет собой окончательный обзор surf музыки: ее корней, хитов, попавших в чарты, самые важные и значимые в историческом плане записи, несколько загадок "золотого века" и некоторые из многих современных записей, которые продолжают поддерживать дух surf музыки и ныне живым. Записи на этой антологии охватывают временной промежуток в 35 лет. Они представлены в хронологическом порядке для наглядной демонстрации исторического значения и упорства этого жанра музыки.

Surf музыка потеряла свою популярность в 1964 примерно так же быстро как и завоевала ее в 1962. Попадание Beatles в американские поп чарты в январе 1964 и возросший интерес к музыке "motown" (воплощение ритм эн блюза в 60-х) вышли на первую линию. Убийство президента Кеннеди в ноябре 1963 года сильно выветрили из страны всякий идеализм и ощущение благополучия, сопутствующие самой сущности surf музыки. Большая доля звучания и самого стиля surf музыки была перенята hot rod музыкой, отдельного, но тесно связанного музыкального жанра, сильно ушедшего в сторону автомобилей ("409", "Little Deuce Coupe", "Drag City" и т.д.)

Музыка также имела один весьма ироничный недостаток, который препятствовал более сильному интересу публики по всей стране: сама музыка была прочно связано с образом жизни и географическим положением Южной Калифорнии. Географическая изоляция музыки была, по большому счету, одним из ее значительных исторических аспектов. Впервые в истории музыки сам ее стиль стал тесно связан со спортом и отражался на образе жизни всей культуры серфинга.

Более важным фактом явилось то, что surf музыка помогла переместить и сфокусировать внимание записывающей индустрии из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Технологические улучшения и достижения были сделаны в разработке и производстве гитар, гитарных усилителей и оборудования непосредственно для звукозаписи в начале 60-х годов, что оказало глубокий и продолжительный положительный эффект на весь музыкальный бизнес. Распространившийся повсеместно рост числа записывающих студий дал возможность многим многообещающим молодым группам и продюсерам набраться опыта, что и обеспечило некоторым из них успешную карьеру. Примером тому могут служить такие люди как Глен Кемпбелл (Glen Campbell), Леон Расселл (Leon Russell), Джим Мессин (Jim Messina), Хэл Блэйн (Hal Blaine), Гари Ашер (Gary Usher), Брайан Уилсон (Brian Wilson), Брюс Джонстон (Bruce Johnston) и многие другие.

Серфинг культура Южной Калифорнии в начале 60-х дала рождение surf музыке. Для некоторых это был образ жизни, для кого-то эти образы были воплощены в жизнь посредством Голливуда, в частности тремя фильмами Gidget(1959), A Summer Place (1959) и Gidget Goes Hawaiian (1961).

Серфинг культура была уже достаточно хорошо определена к тому времени, когда Gidget стало привычным словом в лексиконе. Этот вид спорта был представлен Западному Побережью в 1907 году серфером Джорджем Фризом (George Freeth), наполовину ирландцем и наполовину гавайцем, которого наняла Pacific Electric Railroad для демонстрации серфинга на пляже Redondo по выходным с целью привлечения пассажиров. Олимпийский чемпион по плаванию и легенда серфинга Дюк Каханамоку (Duke Kahanamoku) разжег в публике интерес к этому спорту уже в 20-х годах нашего столетия, он собирал огромные толпы народа каждый раз, когда показывался на пляже со своею большой доской из красного дерева.

Поначалу, серфинг был спортом для зрителей, спектаклем. Доски для серфинга были громоздкими и тяжелыми, некоторые в длину были более 4,5 метров и весили более 100 фунтов. После Второй Мировой войны были сделаны попытки создать более легкие, плавучие доски для серфинга, используя комбинацию материалов из дерева, стекловолокна и полиуретановой пены. Усовершенствовав, таким образом, доску для серфинга, производители добились существенного увеличения популярности этого вида спорта. Тогда, в марте 1959 года, фильм Gidget и его сиквел 1961 года Gidget Goes Hawaiian создали эдакий богемный образ Южно-калифорнийского привлекательного, заманчивого серфера. Фильм романтизировал серфинг и представил Калифорнию как солнечную Утопию, где опрятная, симпатичная молодежь весело проводит время на пляже, танцуя и влюбляясь.

Corky Carroll Темная, незаметная серфинг культура, которая существовала в Южной Калифорнии до 1959 года, начала принимать определенную форму и содержание после фильма Gidget. Частые показы документальной хроники о серфинге в школах и кинотеатрах, похоже, указывали на появление нового культурного явления. Одним из пионеров этой формы искусства был Брюс Браун (Bruce Brown), чей фильм Slippery When Wet был снят в конце 1959 года. За следующие два года он снял Surf Crazy и Barefoot Adventure. Его успех был довершен вышедшим в 1966 году фильмом The Endless Summer, одним из лучших фильмов на эту тему, сделанных когда-либо. Эти фильмы изображали спорт в его природной среде с неповторимым юмором. В них снимались многие самые известные серферы, такие как Майк Дойл (Mike Doyle), Джойс Хоффман (Joyce Hoffman), Корки Кэрролл (Corky Carroll), Роберт Огуст (Robert August) и Дьюви Вебер (Dewey Weber), что помогло им стать своего рода идолами этой культуры. Фильмы режиссеров Бада Брауна (Bud Browne), грега МакГилливрэя (Greg MacGillivray), Джима Фримэна (Jim Freeman), Грега Нолла (Greg Noll) и Джона Северсона (John Severson), снятые на 16-ти миллиметровую пленку, выплеснули на пляжи толпу зрителей-энтузиастов.

Линия берега Лос-Анджелеса и Orange County составляла более чем 100 миль великолепных мест для серфинга, от Малибу и Санта Моники на севере до Сан Клементе на юге. Популярные места серфинга получали красочные названия Zuma Beach, Wedge, Trestles, Doheny, Brooks Street, Sunset Beach, Mile Zero и Paradise Cove. К 1961 году, серфинг стал настолько популярен, что окружающая его культура стала предсказуемой в соответствии со своим определением и стереотипами. Она имела свой собственный вид (выгоревшие на солнце волосы), одежду (рубашки Pendleton, белые Levi's, сандали) и язык (surf слэнг). Фильмы о серферах и танцы серферов ("stomps" - топтание) стали чуть ли не ритуальными обрядами.

Танцы были еженедельным местом встречи всего "клана" в школах или городских залах-аудиториях, которые иногда спонсировались местными радиостанциями. Повсеместно в школах проходили танцы по пятничным вечерам, на которых обычно живьем выступала какая-нибудь группа. Танцы проводили в больших общественных зданиях, позволяющих встретиться ребятам из разных школ в одном месте, научиться новым танцевальным па вроде твиста и послушать живой концерт surf банды. Подобными легендарными залами были Rendezvous Ballroom в Бальбоа, Retail Clerk's Hall в Буена Парк, Revelaire на пляже в Редондо, Harmony Park Ballroom в Анахейме, Pavalon Ballroom на пляже Хантингтон, El Monte Legion Stadium и Hollywood Palladium. В начале нового десятилетия молодежь занималась серфингом, танцевала и с оптимизмом смотрела в будущее.

В 1960 и 1961 годах многие местные молодежные танцевальные группы и гаражные банды (не надо недооценивать их только из-за этого слова "гаражные", этот термин использовался для обозначения городских подростков из среднего класса, которые вместе закладывали основы рок'н'ролла) почерпнули вдохновение в роке конца 50-х, ритм эн блюзе и рокабилли. Эти первые инструментальные группы сохранили необработанный, спонтанный элемент рок'н'ролла, когда большая часть популярной музыки, звучащей на радио была уже всего лишь "произведенной в студии". Эти переходные молодежные группы помогли выстроить структурный каркас для возникновения ранней surf музыки в начале 60-х и продолжили традиции инструментального рок'н'ролла. Инструментальный рок стал значимой формой поп музыке в конце 50-х, ведомый такими пионерами жанра как Тhe Ventures ("Walk Don't Run"), Johnny & The Hurricanes ("Red River Rock"), The Rockin' Rebels ("Wild Weekend"), Duane Eddy ("Rebel-'Rouser"), Sandy Nelson ("Teen Beat"), The Champs ("Tequila"), The Fireballs ("Torquay") и многими другими.

На этом фоне surf культуры Южной Калифорнии и появился отдельный стиль и звучание surf музыки. Случилось это на сцене Rendezvous Ballroom в Бальбоа примерно между 1959 и 1961 годами. Именно здесь Dick Dale & The Del-Tones создали культурное явление совершенных пропорций.

Джон Блейр (John Blair)

Становление и развитие стиля неразрывно связано с именем Дика Дейла. Я не стал здесь заново переписывать историю этого человека и его заслуги в формировании уникального звучания surf музыки. Это заняло бы очень много места здесь и вся остальная информация терялась бы на фоне рассказа об одном этом человеке. Да и в конце-то концов это антология не одного Дика Дейла, а всего жанра surf музыки. Я надеюсь, что Вы не будете бросать в нас яйца и гнилые помидоры за это святотатство потому, что Дику Дейлу мы посвятили отдельную страницу на Виниле, где еле уместился рассказ о самом Дике и о его музыке. Вся информация этой страницы взята с еще одной антологии Rhino Records, но на этот раз посвященной одному лишь Дейлу. Прочитав все, что было и будет еще далее здесь рассказано о surf музыке вообще, Вы сможете составить себе представление об объеме и информативности уже буклета, вложенного в антологию самого Дейла. Так что не расстраивайтесь тому, что здесь нет подробного рассказа о самом Короле Surf Гитары, а дочитывайте эти странички и отправляйтесь, если позволяет время, на страницу самого Дейла на Виниле.

Дальше



При поддержке Rockabilly Rules Copyright © 1989-2002
Винил http://vinyl.pl.ru
Email: vinyl@rus.net

Апорт Top 1000